13 июня 2024 года на площадке Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики состоялся
междисциплинарный научно-общественный круглый стол «Образовательная среда как фактор технологического суверенитета и информационно-психологической безопасности России». Инициаторами этого мероприятия выступили:
- Центр Искусственного интеллекта НИУ ВШЭ
- Школа философии и культурологии НИУ ВШЭ
- Секция «Искусственный Интеллект в экономике» Научного совета при Президиуме РАН по методологии искусственного интеллекта и когнитивных исследований
В мероприятии приняли участие учёные педагоги, философы, врачи, психологи, экономисты, инженеры, физики, эксперты по информационной безопасности, статистики, предприниматели, представители родительской общественности. В ходе круглого стола состоялся откровенный обмен мнениями и информацией о крайне проблемном состоянии отечественной системы образования.
Сочетание темы и профессионального подхода к её изучению участников круглого стола обеспечило широкий спектр обсуждавшихся вопросов. Цифровые технологии, искусственный интеллект в сфере образования оказалось невозможно рассматривать в отрыве от социально-экономических процессов, физического, психического, ментального, духовно-нравственного здоровья молодежи и многих других аспектов.
Основная задача, стоящая перед участниками круглого стола – показать научный подход к реализации национальных целей России, установленных Указом Президента РФ № 309 от 07.05.24 и позитивного сценария Победы согласно ст.21 Указа Президента РФ № 809 от 09.11.2022. В ходе дискуссии неоднократно звучал вывод о том, что реализация этих целей и сценария напрямую зависит от системы образования и воспитания, от требуемого состояния образовательной среды в разрезе трёх её составляющих: смысловой, культурообразующей и предметно-инструментальной. Участниками Круглого стола были обозначены высокие риски нанесения непоправимого ущерба физическому и психическому здоровью детей при использовании современных информационных инструментов и технологий по причине тотального игнорирования природы человека и особенностей возрастного развития. Также был выявлен устойчивый тренд разрушения цивилизационного кода в подрастающих поколениях и установлена зависимость этого тренда от того, что система образования сосредоточена в основном на предметно-инструментальной компоненте образовательной среды и практически не работает системно с культурообразующей и смысловой.
Так как вопросы образования и воспитания – одни из первоочередных национальных вопросов, поставленных Президентом Российской Федерации, то Круглый стол продолжит свою работу в качестве постоянно действующей научно-общественной площадки для формирования обоснованных подходов к реализации политики государства в области образования и воспитания подрастающих поколений.